Назад на пресу


"Публичные Люди" №5 2007

Валерий Харчишин: «Я почему-то так и думал, что обманут и те, и другие»

После беседы с фронтменом группы «Друга ріка» в баре одного известного фитнес-клуба я долго думал, к какой же категории людей мне отнести Валеру. В итоге решил записать его в дон кихоты. В это, увы, вымирающее племя воинствующих романтиков, все еще ломающих копья о ветряные мельницы.

«Рок-н-ролл — это в первую очередь свобода!»

— Олег Скрипка в своем интервью для «ПЛ» сказал: «Рок — это в первую очередь идея. Музыкальная форма вторична». Он прав?
— Рок-н-ролл — это в первую очередь свобода! Можно играть музыку, построенную на традиционных гитарных рифах, надевать косуху и сапоги-«казаки», но, сколько ни выпендривайся, ты не будешь настоящим рокером, если у тебя нет этого ощущения свободы.

— Любой рок-проект вынужден платить за свою независимость более длинным путем к славе и деньгам, нежели попса.
— Уточню — любой украинский рок-проект. В Европе ежегодно появляется около 15 коллективов, играющих альтернативную музыку. Они громко заявляют о себе наряду с таким же количеством попсовых проектов.

— Но мы — не Европа?
— Успех и популярность — относительные понятия. Да, попса быстрее приносит дивиденды. Да, в попсе существуют рецепты написания хитов для «поющих трусов», которые затем посыпают различными рекламными приправами и подносят к столу: «Хавайте, кушать подано!». У рокера же не путь к успеху, но сама жизнь на сцене длиннее. Вот скажи, кто-нибудь через десять лет вспомнит о большинстве сегодняшних так называемых звезд? Даю руку на отсечение, что нет! Но все по-прежнему будут слушать The Beatles, Rolling Stones, The Doors, Deep Purple… Почему? Потому что рок-музыка — это всегда неожиданность, эксперимент.

— То есть если ты не боишься постигать новое, быть не таким, как все, — причем без особых гарантий, что эксперимент даст результат...
(Перебивая) Я имел классную высокооплачиваемую работу — был директором академической хоровой капеллы, с которой объездил много стран. Но в какой-то момент в душе проснулся рокер — тот Харчишин, которого я тщательно усыплял академизмом — и понеслось! В тот момент я абсолютно не задумывался о каких-то гарантиях!

«Мне есть что сказать любому человеку на этой земле»

— Как ты определил бы стиль, в котором работает ваша группа?
— Меня просто бесит, когда журналисты пытаются навесить ярлыки! «Романтический рок», «неоромантик рок»… Бредятина! Наша музыка — это результат моих переживаний, мыслей... И я такой, какой есть! Сейчас в наших песнях стало меньше соплей, появилось больше силы и напора.

— Кого считаешь своими конкурентами?
— Было бы нормально, если бы речь шла о конкуренции между группами, исполняющими традиционный, альтернативный или поп-рок. К сожалению, мы вынуждены конкурировать не только с «поющими трусами», но и с клоунами, какими-то КВН-щиками. Сегодня мы конкурируем не только с «ВВ», «ОЭ» и «Мандрами», но и с Сердючкой, Зибровым...

— И почему, на твой взгляд, так происходит?
— Потому что у нас это происходит не на мой взгляд или взгляд Олега Скрипки, а на взгляд людей, привыкших решать все вопросы чемоданом денег — «это — тебе, а это — все время тебе» — и стаканом коньяку в подсобке за кулисами! Поэтому часто бывает так, что нас сначала приглашают выступить в пафосном концерте, но в итоге на сцену выпускают каких-то дрессированных обезьянок.

— Вы сегодня сами занимаетесь своим менеджментом?
— А зачем платить какой-то структуре, которая думает исключительно о своем кармане?

— Играете на корпоративах?
— В том числе.

— Не напрягает?
— Какая разница, где выступать? Была бы публика. Мне есть что сказать любому человеку на этой земле — будь то дети из сиротского приюта или олигархи.

«Один типок меня очень конкретно посылал и чуть не затеял драку»

— Валера, как россияне реагируют на украиноязычную рок-музыку?
— Мы уже давно в Москве не были. Образ врага, активно создававшийся после оранжевой революции, закрепился в сознании даже тех людей, которые в музыке искали близкие им ноты, а не политику. Впрочем, проекты, занявшие свою нишу на российском рынке еще лет пять-семь назад, тоже чаще всего воспринимали как клоунов, а не музыкантов. Причем не только Верку Сердючку или группу с прикольным названием «Сосны», но и тех же «ВВ» или «ОЭ».

— Клоуны в каком смысле? Что-то вроде: «Ох уж эти хохлы! Никак не могут наиграться в независимость от старшего брата»?
— Ага, смешные люди, которые зачем-то исковеркали «великий и могучий».

— Мне ваш администратор рассказал давнюю историю о выступлении «ДР» в одном из московских клубов.
(Весело) Мы тогда еще не были настолько популярны, и отнеслись к нам довольно предвзято: (пародируя московское произношение) «Че приперлись?! Валите отсюда!». Причем один типок меня очень конкретно посылал и чуть не затеял драку! Я бы его, конечно, мог успокоить, но стерпел, «аби ото не вийти звідти з синцем під оком». В такой массовке всегда можно пропустить удар. В общем, что ты думаешь? Где-то после четвертой нашей песни все эти ястребы хором скандировали: «Украина!».

«Мы выпадали из образа, навязываемого организаторами...»

— Почему в творчестве группы не используются этнические мотивы?
— Не хотим следовать стереотипам. У нас слишком много людей для достижения популярности эксплуатируют фольклор.

— А не повинен ли в этом наш первый музыкальный фестиваль?
— «Червона рута»? Да, думаю, корни этой струи кроются там. При всем уважении к творческому наследию Ивасюка, слава Богу, что этой «Руты» уже нет, и царство ей небесное! Кому дал толчок фестиваль? «Танку на майдані Конго», еще паре групп и не более того. Мы же выпадали из образа, навязываемого организаторами: выступали в классических костюмах, играли европейскую музыку с украинскими текстами. (Смеется.) Правда, были слегка «напідпитку», но сыграли классно!

— Не любишь шараварщину?
— Терпеть не могу! «Ой, чудо-юдо я, криниченько, ой ля-ля!» — это еще хуже, чем попса! Рок-музыка давно состоялась, и у нее есть вполне определенные корни — негритянские блюзы, спиричуэлсы, ирландские баллады. Пытались сделать свой рок, основанный на нашей этнокультуре, а хрен там! Потому что это — уже не рок! Потому что эта «Галя» лезет поперек гармонии!

— Ты решил попробовать себя в роли актера — в мюзикле «Тарас Бульба». На пресс-конференции, посвященной спектаклю, драматург Неда Неждана созналась в своей большой нелюбви к произведениям Гоголя — еще со школьных лет, за что и решила отомстить классику. А чем Николай Васильевич не угодил тебе?
— Существует две версии «Тараса Бульбы» — оригинальный текст и подправленный коммунистическими идеологами, который мы изучали в школах. В спектакле мы решили уйти от расхожего образа козака — гуляки и пьяницы с чубом и салом в кармане, размахивающего саблей и готового за идею убить сына.

«Я не вижу ни партии, ни политика за которых стану с чистой совестью агитировать бесплатно»

— Почему музыканты «ДР» не выходили на сцену Майдана во время оранжевой революции?
— Потому что нас на нее не пустили! Сами музыканты… Дело в том, что мы в первом туре принимали участие в акции «Молодь — за! Молодь — проти!». Когда его организаторы во втором туре начали поддерживать Януковича, мы быстро спрыгнули с этого дела, но к тому времени уже успели стать врагами. Многие музыканты тогда раскрылись по полной программе, и г…но поперло изо всех щелей!

— А как ты воспринял «оранжевые» события?
— Я почему-то так и думал, что обманут и те, и другие. Я не верил в какие-то фамилии, но задел общий дух, царивший на Майдане. Тогда мы с ребятами купили сотню термосов, продукты, загрузили в машину, выехали на площадь и начали раздавать горячие напитки и еду.

— Есть в парламенте какая-то сила, которой ты симпатизируешь?
— Не вызывает отвращения оппозиция. Причем не парламентская, а в лице Луценко… Но я не верю в то, что сейчас можно что-либо изменить в стране, иначе давно встал бы в ряды «Народной самообороны». Если же говорить о политике и политиках вообще, то мне по барабану, кто из них будет платить за мои выступления во время предвыборной движухи!

— Считаешь, что это нормальный ход?
— Я не продаю свой голос! Продаю продукт моего ремесла! Беру деньги? Да, потому что не вижу ни партии, ни политика, за которых стану с чистой совестью агитировать бесплатно! Это только компенсация за то, что он пойдет потом в ВР, где будет сидеть, пердеть и ни фига не делать для людей!.. (Нервно.) Ну вот, смотри: Англия, Лондон, едет в машине королева-мать. Едет, соблюдая правила движения и останавливаясь на каждом светофоре. А у нас? Какое-то быдло мчится из Борисполя домой по супергосударственному делу — «Маньку пощупать», так вся Автозаводская усеяна гаишниками, которые перекрыли дорогу и свистят так, что едва морды не трескаются! И что ты хочешь от меня? Если они вспоминают о музыкантах только во время выборов, то пусть за это платят!

— Валера, бытует мнение, что рокер — это обязательно пьяница или наркоман.
— Этот стереотип не отвечает действительности. Сегодня шоу-бизнес требует профессионального отношения к делу.

— А как же твои слова: были «напідпитку»?
— Ой, так это когда было? Сейчас все музыканты группы ушли в завязку.

— Ну, Оззи Осборн тоже пытался завязать, но ему сам принц Чарльз послал на день рождения бутылку коллекционного бренди — как было удержаться?
— У нас была похожая история. Когда все участники «Другої ріки» — кто раньше, кто позже — осознали правильность лозунга «Трезвость — норма жизни!», Эдуард Клим на юбилей подарил нам пятилитровую бутылку виски…

— И что, тут же пострадала принятая вами «норма»?
(Гордо) Ни фига! Эта бутылка и теперь стоит у меня дома на видном месте! И не потому, что она такая красивая, а потому, что полная. (Смеется) Силу воли тренирую!


Валерий Бугай

Сайт: www.pl.com.ua

Hosted by uCoz