"Публичные Люди" №5 2007
Валерий Харчишин: «Я почему-то так и думал, что обманут и те, и другие»
После беседы с фронтменом группы
«Друга ріка» в баре одного известного фитнес-клуба я долго думал, к какой же
категории людей мне отнести Валеру. В итоге решил записать его в дон кихоты. В
это, увы, вымирающее племя воинствующих романтиков, все еще ломающих копья о
ветряные мельницы.
«Рок-н-ролл — это в первую очередь свобода!»
— Олег Скрипка в своем интервью для «ПЛ» сказал: «Рок —
это в первую очередь идея. Музыкальная форма вторична». Он прав?
— Рок-н-ролл — это в первую очередь свобода! Можно играть музыку,
построенную на традиционных гитарных рифах, надевать косуху и сапоги-«казаки»,
но, сколько ни выпендривайся, ты не будешь настоящим рокером, если у тебя нет
этого ощущения свободы.
— Любой рок-проект вынужден платить за свою независимость
более длинным путем к славе и деньгам, нежели попса.
— Уточню — любой украинский рок-проект. В Европе ежегодно появляется
около 15 коллективов, играющих альтернативную музыку. Они громко заявляют о себе
наряду с таким же количеством попсовых проектов.
— Но мы — не Европа?
— Успех и популярность — относительные понятия. Да, попса быстрее
приносит дивиденды. Да, в попсе существуют рецепты написания хитов для «поющих
трусов», которые затем посыпают различными рекламными приправами и подносят к
столу: «Хавайте, кушать подано!». У рокера же не путь к успеху, но сама жизнь на
сцене длиннее. Вот скажи, кто-нибудь через десять лет вспомнит о большинстве
сегодняшних так называемых звезд? Даю руку на отсечение, что нет! Но все
по-прежнему будут слушать The Beatles, Rolling Stones, The Doors, Deep Purple…
Почему? Потому что рок-музыка — это всегда неожиданность, эксперимент.
— То есть если ты не боишься постигать новое, быть не
таким, как все, — причем без особых гарантий, что эксперимент даст результат...
— (Перебивая) Я имел классную высокооплачиваемую работу — был
директором академической хоровой капеллы, с которой объездил много стран. Но в
какой-то момент в душе проснулся рокер — тот Харчишин, которого я тщательно
усыплял академизмом — и понеслось! В тот момент я абсолютно не задумывался о
каких-то гарантиях!
«Мне есть что сказать любому человеку на этой земле»
— Как ты определил бы стиль, в котором работает ваша
группа?
— Меня просто бесит, когда журналисты пытаются навесить ярлыки!
«Романтический рок», «неоромантик рок»… Бредятина! Наша музыка — это результат
моих переживаний, мыслей... И я такой, какой есть! Сейчас в наших песнях стало
меньше соплей, появилось больше силы и напора.
— Кого считаешь своими конкурентами?
— Было бы нормально, если бы речь шла о конкуренции между группами,
исполняющими традиционный, альтернативный или поп-рок. К сожалению, мы вынуждены
конкурировать не только с «поющими трусами», но и с клоунами, какими-то
КВН-щиками. Сегодня мы конкурируем не только с «ВВ», «ОЭ» и «Мандрами», но и с
Сердючкой, Зибровым...
— И почему, на твой взгляд, так происходит?
— Потому что у нас это происходит не на мой взгляд или взгляд Олега
Скрипки, а на взгляд людей, привыкших решать все вопросы чемоданом денег — «это
— тебе, а это — все время тебе» — и стаканом коньяку в подсобке за кулисами!
Поэтому часто бывает так, что нас сначала приглашают выступить в пафосном
концерте, но в итоге на сцену выпускают каких-то дрессированных обезьянок.
— Вы сегодня сами занимаетесь своим менеджментом?
— А зачем платить какой-то структуре, которая думает исключительно о
своем кармане?
— Играете на корпоративах?
— В том числе.
— Не напрягает?
— Какая разница, где выступать? Была бы публика. Мне есть что сказать
любому человеку на этой земле — будь то дети из сиротского приюта или олигархи.
«Один типок меня очень конкретно посылал и чуть не
затеял драку»
— Валера, как россияне реагируют на украиноязычную
рок-музыку?
— Мы уже давно в Москве не были. Образ врага, активно создававшийся после
оранжевой революции, закрепился в сознании даже тех людей, которые в музыке
искали близкие им ноты, а не политику. Впрочем, проекты, занявшие свою нишу на
российском рынке еще лет пять-семь назад, тоже чаще всего воспринимали как
клоунов, а не музыкантов. Причем не только Верку Сердючку или группу с
прикольным названием «Сосны», но и тех же «ВВ» или «ОЭ».
— Клоуны в каком смысле? Что-то вроде: «Ох уж эти хохлы!
Никак не могут наиграться в независимость от старшего брата»?
— Ага, смешные люди, которые зачем-то исковеркали «великий и могучий».
— Мне ваш администратор рассказал давнюю историю о
выступлении «ДР» в одном из московских клубов.
— (Весело) Мы тогда еще не были настолько популярны, и отнеслись к
нам довольно предвзято: (пародируя московское произношение) «Че приперлись?!
Валите отсюда!». Причем один типок меня очень конкретно посылал и чуть не затеял
драку! Я бы его, конечно, мог успокоить, но стерпел, «аби ото не вийти звідти з
синцем під оком». В такой массовке всегда можно пропустить удар. В общем, что ты
думаешь? Где-то после четвертой нашей песни все эти ястребы хором скандировали:
«Украина!».
«Мы выпадали из образа, навязываемого
организаторами...»
— Почему в творчестве группы не используются этнические
мотивы?
— Не хотим следовать стереотипам. У нас слишком много людей для
достижения популярности эксплуатируют фольклор.
— А не повинен ли в этом наш первый музыкальный фестиваль?
— «Червона рута»? Да, думаю, корни этой струи кроются там. При всем
уважении к творческому наследию Ивасюка, слава Богу, что этой «Руты» уже нет, и
царство ей небесное! Кому дал толчок фестиваль? «Танку на майдані Конго», еще
паре групп и не более того. Мы же выпадали из образа, навязываемого
организаторами: выступали в классических костюмах, играли европейскую музыку с
украинскими текстами. (Смеется.) Правда, были слегка «напідпитку», но сыграли
классно!
— Не любишь шараварщину?
— Терпеть не могу! «Ой, чудо-юдо я, криниченько, ой ля-ля!» — это еще
хуже, чем попса! Рок-музыка давно состоялась, и у нее есть вполне определенные
корни — негритянские блюзы, спиричуэлсы, ирландские баллады. Пытались сделать
свой рок, основанный на нашей этнокультуре, а хрен там! Потому что это — уже не
рок! Потому что эта «Галя» лезет поперек гармонии!
— Ты решил попробовать себя в роли актера — в мюзикле
«Тарас Бульба». На пресс-конференции, посвященной спектаклю, драматург Неда
Неждана созналась в своей большой нелюбви к произведениям Гоголя — еще со
школьных лет, за что и решила отомстить классику. А чем Николай Васильевич не
угодил тебе?
— Существует две версии «Тараса Бульбы» — оригинальный текст и
подправленный коммунистическими идеологами, который мы изучали в школах. В
спектакле мы решили уйти от расхожего образа козака — гуляки и пьяницы с чубом и
салом в кармане, размахивающего саблей и готового за идею убить сына.
«Я не вижу ни партии, ни политика за которых стану с
чистой совестью агитировать бесплатно»
— Почему музыканты «ДР» не выходили на сцену Майдана во
время оранжевой революции?
— Потому что нас на нее не пустили! Сами музыканты… Дело в том, что мы в первом
туре принимали участие в акции «Молодь — за! Молодь — проти!». Когда его
организаторы во втором туре начали поддерживать Януковича, мы быстро спрыгнули с
этого дела, но к тому времени уже успели стать врагами. Многие музыканты тогда
раскрылись по полной программе, и г…но поперло изо всех щелей!
— А как ты воспринял «оранжевые» события?
— Я почему-то так и думал, что обманут и те, и другие. Я не верил в
какие-то фамилии, но задел общий дух, царивший на Майдане. Тогда мы с ребятами
купили сотню термосов, продукты, загрузили в машину, выехали на площадь и начали
раздавать горячие напитки и еду.
— Есть в парламенте какая-то сила, которой ты
симпатизируешь?
— Не вызывает отвращения оппозиция. Причем не парламентская, а в лице
Луценко… Но я не верю в то, что сейчас можно что-либо изменить в стране, иначе
давно встал бы в ряды «Народной самообороны». Если же говорить о политике и
политиках вообще, то мне по барабану, кто из них будет платить за мои
выступления во время предвыборной движухи!
— Считаешь, что это нормальный ход?
— Я не продаю свой голос! Продаю продукт моего ремесла! Беру деньги? Да,
потому что не вижу ни партии, ни политика, за которых стану с чистой совестью
агитировать бесплатно! Это только компенсация за то, что он пойдет потом в ВР,
где будет сидеть, пердеть и ни фига не делать для людей!.. (Нервно.) Ну вот,
смотри: Англия, Лондон, едет в машине королева-мать. Едет, соблюдая правила
движения и останавливаясь на каждом светофоре. А у нас? Какое-то быдло мчится из
Борисполя домой по супергосударственному делу — «Маньку пощупать», так вся
Автозаводская усеяна гаишниками, которые перекрыли дорогу и свистят так, что
едва морды не трескаются! И что ты хочешь от меня? Если они вспоминают о
музыкантах только во время выборов, то пусть за это платят!
— Валера, бытует мнение, что рокер — это обязательно
пьяница или наркоман.
— Этот стереотип не отвечает действительности. Сегодня шоу-бизнес требует
профессионального отношения к делу.
— А как же твои слова: были «напідпитку»?
— Ой, так это когда было? Сейчас все музыканты группы ушли в завязку.
— Ну, Оззи Осборн тоже пытался завязать, но ему сам принц
Чарльз послал на день рождения бутылку коллекционного бренди — как было
удержаться?
— У нас была похожая история. Когда все участники «Другої ріки» — кто раньше,
кто позже — осознали правильность лозунга «Трезвость — норма жизни!», Эдуард
Клим на юбилей подарил нам пятилитровую бутылку виски…
— И что, тут же пострадала принятая вами «норма»?
— (Гордо) Ни фига! Эта бутылка и теперь стоит у меня дома на
видном месте! И не потому, что она такая красивая, а потому, что полная.
(Смеется) Силу воли тренирую!
Валерий Бугай
Сайт: www.pl.com.ua